Страхование железнодорожных грузов
Наземные, преимущественно контейнерные, грузоперевозки в силу своей экономичности остаются самыми популярными. Существенные затраты времени на формирование контейнеровозов (специальных ж/д вагонов) и установку в них контейнеров (отслеживается центр тяжести) компенсируется тем, что такой способ грузоперевозки позволяет максимально упростить процессы согласования на железнодорожных станциях, сокращая время на оформление, а тем самым – и риски. Время имеет особое значение при перевозке грузов, требующих особых условий (вакуум, холод и др.).
Договор на страхование железнодорожных грузов может быть единовременным (разовым) или генеральным – в том случае, когда оформляются регулярные перевозки одного типа грузов и/или по одному, изначально установленному, маршруту. Как и на любом другом виде транспорта, оговариваемый в договоре набор рисков может быть:
- [А] Полным (All risk), когда зона ответственности формируется как «от всего, кроме…».
- [В] WА, когда ответственность предусмотрена и за частную аварию.
- [С] FРA, когда ни за какие повреждения, кроме возникших при крушении, ответственность не предусмотрена.
Страхование железнодорожных грузов имеет и свою специфику –
- прежде всего, в совокупной ответственности железных дорог (конвенции СМГС и Котиф),
- в отличие от водных и воздушных судов, транспортное средство не может пропасть без вести, невозможны и принципиальные (непредсказуемые) отклонения от намеченных маршрутов,
- существенна роль ж/д станций, и не только в качестве как транспортного узла, но и как места перекидки, хранения и т.д. груза (страхование от несчастных случаев при погрузо-разгрузочных работах),
- специфика охраны железнодорожных грузов в пути (страхование от противоправных действий сторонних лиц, перераспределение ответственности с охранными фирмами), и мн.др.
Соответственно, все эти факторы влияют на формирование набора рисков при согласовании договора, при этом всегда оговаривается ответственность сторон при пожарах, наводнениях и т.п. форс-мажорных обстоятельствах, повреждении или гибели груза в частных авариях и при крушениях (влияет на сумму страховых выплат).
Страхование железнодорожных грузов учитывает в первую очередь специфику самого груза (опасные, требующие особых условий и т.д.) и маршрута, а также тип объекта страхования (можно застраховать не только груз, но и расходы грузоотправителя на перевозку, ответственность перед сторонними лицами и т.п.).
Выяснить условия страхования более подробно можно у наших специалистов, а в случае возникновения страхового случая вы можете рассчитывать на помощь сюрвейера.