Страхование морских грузовНа сегодняшний день, страхование всех видов грузоперевозок – привычная реальность, одна из рутинных, в общем-то, процедур сложившейся деловой практики. А много лет назад (1347г.) именно страхование морских грузов  стало первым, что легко заметить по применению сложившихся в этой сфере принципов и на других видах транспорта.

Безусловно, в любом случае первична защита имущества страхователя, т.е. в первую очередь страхуется сам груз – от его повреждения или порчи в связи с частной или общей аварией (в зависимости от чего различаются страховые выплаты). Как и на других видах транспорта груз страхуется от посторонних противоправных действий, забастовочных или военных рисков, природных катаклизмов (ураганы, наводнения и т.п.), несчастных случаев при погрузке, в  случае особых имущественных интересов и/или дополнительной ответственности и т.п.

Однако существует определенная категория рисков, которую охватывает только страхование морских грузов, сюда относят страхование:

  • рисков потери фрахта,
  • всех видов рисков при внутрипортовом экспедировании,
  • ответственности судовладельцев, судовых агентов и брокеров и т.д. – отдельных страховой договор может быть оформлен практически каждым участником цепочки, что с учетом внутрипортового экспедирования, мультимодальных перевозок и т.д. составляет иногда достаточно внушительный пакет документов и т.п.

При этом может страховаться ответственность не только перед владельцем груза (выгодополучателем), но и перед сторонними лицами – например, за ущерб, причиненный им грузом. Учитывается не только вид транспорта, даты, пункты  и общее количество перегрузок, но и сам способ отправки грузов (на палубе или в трюме, насыпью или навалом и т.д.). Основной же задачей при заключении страхового договора будет подбор оптимального, т.е. оправданного именно в этом случае, набора рисков.

В 90% случаев грузовладельцы страхуют груз по полному (А) набору рисков (All risk) – в этой категории набор рисков формируется по принципу “от всего, кроме…». Чуть менее популярны страховые полисы категории:

B.  с ответственностью за частную аварию (WА).

С.  с ответственностью за повреждения только в случае крушения (FРA).

В отличие от категории Аll risk, категории В и С строятся путем перечисления рисков. Важно понимать, что страхование морских грузов допускает согласование сторонами и произвольного набора рисков, что делает договор максимально персонифицированным и существенно снижает страховой тариф. Этот принцип составления применим и к единовременным договорам, и к генеральным (на систематические перевозки однотипных грузов или регулярные перевозки по изначально оговоренному маршруту). В любом случае надежность гарантии возмещения потерь напрямую зависит от профессионализма страховой компании.