Российские страховщики обеспокоены проблемами, которые могут у них возникнуть в связи с требованиями закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (№54-ФЗ). Закон распространяет действие на ломбарды и лотереи, а с 1 июля 2019 года вступают в силу положения, касающиеся страховщиков.
За несоблюдение установленного порядка компаниям грозят штрафы, дисквалификация и приостановка деятельности на 90 дней. Единовременное приобретение рассчетно-кассовой техники в рамках отрасли потребует расходов в 2,2 млрд рублей. Эксперты отмечают, что некоторые положения документа противоречат статьям других федеральных законов. Обсуждение проблемы с представителями Минфина, ФНС и депутатами состоялось на этой неделе по инициативе главы комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова. Всероссийскому союзу страховщиков (ВСС) поручено разработать предложения по теме, ведомства также договорились подготовить свои инициативы и представить их в первой декаде апреля.
Быстрое лечение
Страховое сообщество считает некоторые положения закона о применении контрольно-кассовой техники противоречивыми и просто неисполнимыми. Если вовремя не принять мер, то возникнут затруднения не только у компаний и страховых агентов, но и у страхователей с доступностью услуг, сообщил «Интерфаксу» участник рабочей группы ВСС. По его словам, «как уже показало обсуждение, снять противоречия в законе можно будет в короткие сроки без внесения поправок - на уровне ведомственных подзаконных актов».
ВСС настаивает на ограничении применения требований закона: они не должны распространяться на страховых агентов - физлиц (действующая редакция закона распространяется в том числе и на них - прим. ИФ). «И Минфину, и ФНС, и депутатам известно, что на российском страховом рынке работает 110 тыс. агентов - физлиц. Расходы СК на приобретение контрольно-кассовой техники составят около 20 тыс. рублей на одного продавца, совокупные единоразовые расходы только на закупку техники для страховщиков оцениваются в 2,2 млрд рублей, это много», - сказал он.
По мнению главы ВСС Игоря Юргенса, «закон о применении контрольной техники не вполне учитывает особенности работы страховых агентов и самих страховщиков, его дальнейшая реализация без корректировок может привести к серьезным затруднениям в работе этих посредников, с одной стороны, а с другой - к необоснованным затратам для страховых компаний, имеющих разветвленные агентские сети». «Закон о применении контрольно-кассовой техники предполагает отмену действующей формы отчетности, которую страховые агенты заполняют при продаже полисов. Взамен закон предлагает ввести порядок использования кассовых чеков. С затруднениями столкнутся в первую очередь компании, обладающие разветвленной агентской сетью, такие как «Росгосстрах», «РЕСО-Гарантия», «ВСК», «МАКС», добавил И.Юргенс.
По оценкам представителя «Росгосстраха», исполнение закона без изменений потребует от компании расходов на приобретение кассовой техники в объеме 350-450 млн рублей (для закупки примерно 11 тыс. единиц ККТ). Дополнительные ежегодные расходы на обслуживание ККТ составят от 120 млн рублей до 160 млн рублей, по оценкам страховщика (расчеты представлены с учетом сложившейся численности агентской сети «Росгосстраха»).
«Профильный комитет Госдумы - по финансовому рынку - по инициативе Всероссийского союза страховщиков во вторник провел встречу с участием депутатов и представителей ФНС на тему, связанную с реализацией закона о применении контрольно-кассовой техники на страховом рынке», - сообщил «Интерфаксу» И.Юргенс. Он напомнил, что закон для страховых компаний существенно расширяет требования по применению контрольно-кассовой техники, такое расширение создает много проблем. «Замечания страховщиков были услышаны, представители ведомств признали их разумными, следующая встреча должна состояться в первой декаде апреля», - отметил глава ВСС. «Мы рассчитываем достаточно быстро выйти на конструктивное решение по теме при поддержке ведомств», - добавил он.
Главные проблемы
Как пояснил «Интерфаксу» эксперт на страховом рынке, комментируя дискуссию, налоговые органы в результате реализации требований закона о порядке применения кассовой техники на страховом рынке не достигают цели составления целостной картины о движении наличных расчетов. Кроме того, по его словам, на рынке страховщикам активно предлагаются альтернативные решения, которые позволяют обойти новые требования законным образом, творчество финансового рынка уже развивается в странном направлении.
Говоря о ключевых для страховщиков проблемах реализации закона, собеседник агентства отметил, что закон предписывает использовать кассовую технику как на этапе оплаты премий, так и на этапе проведения страховых выплат, и перевод расчетов агентов-физлиц на кассовую технику потребовал бы модернизации всех бизнес-процессов компаний. «Кассовые чеки по закону требуются при получении страховой премии от страхователей - как в наличной, так и в безналичной формах (через POS-терминалы, мобильные банки, платежные поручения через кассы банков, при оплате банковскими картами на сайтах страховщиков). Также кассовые чеки должны использоваться при получении премии от страховых агентов - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. И чек должен быть направлен не передавшему денежные средства агенту, а страхователю. При этом неясно, какой документ выдает страхователю страховой агент, работающий как физическое лицо, но не зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя», - уточнил эксперт.
Если в результате компромисса, как предполагается, после внесения корректировок, введенных внутренними нормативными актам Минфина, на страховых агентов - физлиц требования закона не будут распространяться (на продажу полисов через банки-агенты требования закона о кассовых чеках и сегодня не распространяются), эти требования останутся актуальными для страховых брокеров и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в качестве юрлиц.
В ходе обсуждения закона на площадке Госдумы страховщики обратили внимание на то, что «в чеке необходимо указывать ИНН физического лица, а также устанавливать наличие или отсутствие такового». Как это делать стороннему лицу без доступа к определенным базам данных - не вполне понятно. Учитывая объёмы транзакций крупных розничных страховщиков и требования к содержанию чеков ККТ, доработка (разработка) программного обеспечения, изменение бизнес-процессов и создание технической базы для обеспечения выполнения новых требований №54-ФЗ представляются долгосрочными и дорогостоящими проектами. «То есть мы говорим о затратах и дополнительной финансовой нагрузке для бизнеса», - пояснил эксперт.
Пока закон не определяет конкретно, что именно считать моментом получения от клиента средств оплаты за полис, если продажа идет через посредника, добавил собеседник агентства: дату оплаты платежного поручения в банке посредником, дату поступления денежных средств на счёт страховой компании или дату привязки платежа к страховому полису и отчету посредника.
В законе содержится еще одно спорное положение. «Дело в том, что понятие «страховые выплаты» не отвечает критериям понятия «расчёт», поскольку такие выплаты не являются оплатой товаров или произведенных работ. Закон, по сути, обязывает страховщика формировать чек с использованием контрольной техники при выплате страховых возмещений. Это требует вмешательства в миллионы выплатных операций», - пояснил собеседник «Интерфакса».
Штрафы и дисквалификация
«Если законодатель не имел в виду вызвать негативные для жизнедеятельности страхового рынка последствия, то необходимо урегулировать спорные вопросы не позднее июля», - считает источник в ВСС. С этого месяца за несоблюдение положений закона о применении кассовой техники на страховом рынке начинают применяться административные санкции.
Так, неприменение контрольно-кассовой техники в установленных случаях влечёт наложение штрафа для юридических лиц в размере от 75% до 100% суммы осуществлённых расчетов. Для физлиц штрафы составляют до 40 тыс. рублей за одно нарушение.
Повторное нарушение, если сумма расчета без применения закона превышает 1 млн рублей, влечет для юрлиц применение санкций в отношении должностных лиц - дисквалификацию на срок от одного года до двух лет. В отношении самих юридических лиц предусмотрена такая административная мера, как приостановление деятельности на срок до 90 суток.