За почти 11 лет действия ОСАГО российская правоприменительная система так и не смогла найти четкого ответа на вопрос о том, должен ли учитываться износ автомобиля при расчетах с потерпевшим в ДТП. Об этом свидетельствует проведенный АСН анализ судебных решений.
Мнения о необходимости учета износа автомобиля при расчетах с потерпевшим в ДТП до сих пор остаются диаметрально противоположными.
Мнения о необходимости учета износа автомобиля при расчетах с потерпевшим в ДТП до сих пор остаются диаметрально противоположными.
Проанализировать сложившуюся к настоящему времени судебную практику относительно учета износа при расчетах с потерпевшим в ДТП АСН побудила недавняя инициатива Верховного суда РФ, предложившего убрать норму об учете износа деталей поврежденного автомобиля из закона об ОСАГО.
Из анализа примерно 30 решений судов общей юрисдикции в 10 из 83 регионах РФ следует, что у судов нет единства в вопросе учета износа автомобиля.
Часть судов считает, что получение потерпевшим возмещения (от страховщика ОСАГО или виновника ДТП) без учета износа приводит к необоснованному обогащению потерпевшего. Эти суды обосновывали свои решения тем, что «при удовлетворении иска истец не должен получить неосновательного значительного улучшения транспортного средства после восстановительного ремонта за счет причинившего вред лица». Кроме того, они отмечали, что возмещение ущерба исходя из фактически понесенных потерпевшим затрат на восстановление автомобиля противоречат ст. 15 Гражданского кодекса. А виновник ДТП должен возместить «не любые, а необходимые (разумные) затраты, т. е. реальный ущерб, причиненный имуществу потерпевшего», говорится в судебных решениях.
Другие суды, напротив, считают, что автомобиль потерпевшего должен быть полностью восстановлен за счет виновника ДТП и его страховщика ОСАГО. При этом они отмечают, что установленные законом об ОСАГО правила, предусматривающие учет износа, не применимы к правоотношениям потерпевшего и виновника ДТП. Возмещение ущерба без учета износа, по их мнению, полностью соответствует положениям ст. 15 ГК, поскольку это позволяет восстановить нарушенное право потерпевшего на использование принадлежащего ему автомобиля.