Законопроект о страховании жилья от чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного характера проходит окончательные согласования в Госдуме и может быть принят во II чтении уже в весеннюю сессию.
Документ был разработан после наводнений на Дальнем Востоке в 2013 году. Разработчики намеревались снять нагрузку с федерального бюджета по компенсации ущерба гражданам, потерявшим жилье в результате природных катаклизмов, и переложить часть затрат на страховщиков.
Законопроект был принят в первом чтении в феврале 2015 года. После этого его обсуждение застопорилось. Существенные замечания к законопроекту были у страховщиков и администрации президента.
В апреле Минфин представил новую концепцию проекта закона, в котором ко второму чтению внесены поправки.
Нынешняя версия законопроекта предусматривает, что перечень минимальных обязательств, установленных для страховой компании, будет определять правительство. Порядок страхования жилья и методику расчета страховых тарифов разработает и утвердит ЦБ.
Что немаловажно, страхование останется добровольным. Однако теперь после природных катаклизмов государство гарантирует только застрахованным собственникам получение нового жилья в собственность. Собственникам жилья без страховки государство предоставит жилье только по договору найма.
Регионы смогут разрабатывать свои страховые программы, учитывающие дополнительные риски. При этом субъекты РФ сами будут устанавливать долю своего участия в них.
Эксперты, опрошенные агентством «Прайм», в целом положительно относятся к принятию законопроекта в нынешнем виде. Однако, пока остается открытым вопрос о стоимости страхования жилья от ЧС. Уже сейчас в комментариях к закону граждане высказывают опасения, что страховка станет новым «принудительным ОСАГО».
Проект закона о страховании жилья был принят Госдумой в I чтении еще в феврале 2015 года, но дальнейшее рассмотрение постоянно откладывалось. В июле 2017 года поручение президента РФ вывело процесс согласования на новую стадию, напоминает руководитель управления страховых рейтингов НРА Татьяна Никитина.
По ее словам, основная идея закона — снятие нагрузки с бюджета, так как повреждение или уничтожение жилья в результате стихийных бедствий или чрезвычайных происшествий случается каждый год, а восстановление осуществляется за государственный счет. Сейчас в России застраховано около 5% жилых помещений. Так, после массового пожара в Ростове-на-Дону в 2017 году выяснилось, что из 120 домов застрахованы были 4, и только 1 – от полной гибели.
Закон не предусматривает обязательности заключения договора, но стимулирует собственников к страхованию. Предполагается, что жилье, полученное взамен утраченного незастрахованного помещения, нельзя будет приватизировать, говорит Никитина.
Она объясняет, что пакет рисков страхования жилья состоит из нескольких частей. В рамках федерального минимума предполагается возмещение стоимости в случае утраты или гибели жилого помещения. Повреждение (неполная утрата) будет застраховано в рамках региональных программ, позволяющих учесть риски, характерные для конкретного региона. Размер ущерба будет зависеть от стоимости квадратного метра и характеристик жилого помещения (год постройки, материал, этажность).
По словам Никитиной, 95% обязательств по риску гибели и 60% по риску повреждения будет передаваться в перестрахование «Российской национальной перестраховочной компании» (РНПК).
«Поскольку стоимость полиса невысокая, этот продукт (страховка жилья от ЧС) будет экономически выгоден страховщикам только при массовом охвате, но стимулировать владельцев к страхованию будет сложно. Еще один негативный момент для собственников — застраховать жилье с высокой степенью износа будет практически невозможно», — говорит Никитина.
Управляющий директор по страховым рейтингам «Эксперт РА» Алексей Янин пояснил, что добровольные программы страхования сейчас существуют только в некоторых регионах России и смысл законопроекта заключается в том, чтобы распространить эту положительную практику на всю страну.
«В Москве это уже много лет работает, теперь это хотят сделать в рамках всей страны», — говорит Янин. Он считает положительным фактом то, что вопрос принятия закона «наконец сдвинулся с мертвой точки».
В настоящее время некоторые страховщики предлагают застраховать жилье от стихийных бедствий. «Сбербанк Страхование», например, предлагает застраховаться от пожара, наводнения, бури, урагана, паводка и селя. Однако, как пояснили в компании, страхуется только имущество, а «конструктивные элементы», то есть сама квартира или дом, в страховку не входят.
В компании «Уралсиб Страхование» предлагают застраховать от стихийных бедствий и «конструктивные элементы». Страховка с покрытием в 4 млн рублей на один год стоит около 3600 рублей.
В некоторых регионах РФ, к примеру в Московской области, добровольное страхование жилья вписывают в квитанцию на оплату ЖКХ. Такая страховка защищает, в том числе, от пожара и взрыва. Однако, в ЕРЦ, которые рассылают квитанции, не смогли пояснить, относятся ли пожары и взрывы к ЧС.
В Агентстве страховых новостей (АСН) поясняют, что данная страховка не относится к режиму ЧС. Законопроект, который рассматривает Госдума, учитывает только природные катаклизмы, от которых нужно страховаться дополнительно. Если закон вступит в силу, то страхование жилья будет стоить дороже, считают в АСН. На какую сумму увеличится стоимость полиса, станет понятно только после принятия закона.
Определение понятия ЧС прописано в ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Закон относит к ЧС следующие стихийные бедствия: землетрясение, засуху, наводнение, шторм, метель и буран, природный пожар, извержение вулкана и ураган.
Объявить режим ЧС может глава города, района, губернатор, правительство РФ и президент страны. Таким образом, снять нагрузку с федерального бюджета по компенсации ущерба гражданам, потерявшим жилье в результате катаклизмов, власти смогут просто не вводя режим ЧС.