Третья часть опасных промышленных объектов (дальше ОПО) за год исчезла из России. Увеличение безопасности тут ни к чему.
В прошлом году в марте месяце принятый закон о безопасности опасных объектов принудил собственников до 01.01.2014 года перерегистрировать их в реестре Ростехнадзора. В согласовании с презентацией Национального союза страховщиков ответственности (далее НССО; есть у «Ведомостей»), за весь нынешний год количество опасных объектов в государстве уменьшилось с 275 тысяч до 190 тысяч.
На количество ОПО повлияло 3 процесса, говорит глава НССО Юрье Андрей. Первый процесс: перерегистрация, в ходе которой из 263 ОПО было сформировано 4 группы объектов. Многие объекты при перерегистрации просто выпали с реестра, т.к. у них пропали признаки опасности, отмечает Юрьев: «Поменялись принципы отнесения к ОПО, дав возможность [предприятиям] заявить, что они не являются опасными объектами». Прежде всего, это лифты, АЗС, объекты системы газотранспорта. Второй процесс: мертвые души – это объекты, которые есть в документации, но они не эксплуатировались. Третий процесс укрупнение объектов: теперь стоявшие рядом нефтехранилища страхуются как один объект, а раньше они страховались каждый по отдельности, резюмирует Юрьев. Все о страхование грузов.
По сведеньям Ростехнадзора, за прошедший 2014 год из-за смены квалификации из реестра было убрано 127347 ОПО, что составляет 45% от зарегистрированных объектов в марте прошлого года.
Приблизительно 90% объектов получили класс опасности, продолжается перерегистрация, отмечает представитель Ростехнадзора: «класс I - объекты чрезвычайной опасности (2000); класс II - объекты высокой опасности (7261) класс ОПО уже прошли перерегистрацию; по III классу – средняя опасность (89101), тут перепроверка проходит каждые три года; ОПО из IV класса – низкая опасность (69121) выпали из-под службы надзора и теперь за объекты их состояние отвечают собственники, а не Ростехнадзор».
По числу возможных жертв среди населения в случае катастрофы или ЧП опасные объекты будут делиться на классы. К классу первому относят те объекты, в результате разрушения которых появляется опасность для жизни не меньше чем 3000 человек. По таким объектам установлено покрытие в 6,5 миллиардов рублей.
158 опасных объектов у «Русгидро», из них 69 третьего класса и 89 четвертого класса, за два года их стало на тридцать процентов больше, говорит представитель компании. Все объекты, имеющие подобный статус страхует компании «Транснефть», отмечает представитель компании, конкретизируя, что «за последнее время в списке страхуемых ОПО были некоторые изменения – в случае ввода новых или ликвидации старых объектов, к примеру, из государственного реестра убраны некоторые приостановленные объекты». «По различным причинам может меняться категория опасности объектов. Главные из них проведение плановых экспертиз и осмотров», - отмечает глава департамента страхования имущества СГ «Уралсиб» Барсова Мария.
Раньше к первому и второму классу относилось где-то 8% ОПО ориентировочно 22 тысячи объектов. Теперь остался 9261 объект, рассказывает главный менеджер компании страхования, подшучивая, что «это, конечно же, не влияет на техногенную безопасность и ее уровень». В понижении числа объектов никакой опасности мы также не видим, понижения надзора тоже. Над бизнесом произошла оптимизация контроля, - опровергает представитель Ростехнадзора. – На объектах первого и второго класса опасности существует постоянный контроль, ежедневно на объектах присутствуют инспектора, по нашему воззрению катастрофы на этих объектах не возможны.
Страховые компании продали за 7 месяцев 180631 полис ОСОПО против 224 229 за январь-июль прошлого года, фиксирует 1-й заместитель председателя правления «Согаза» Галушин Николай. «Степень опасности объекта и договоры страхования промышленники научились менять», - говорит Юрьев. «Они перерегистрировали объекты, по итогам которого количество возможных жертв стало намного меньше». В результате чего объектов первого класса стало меньше, - отмечает Юрьев. – Есть договоры, где покрытие составляло миллиард, а теперь стало несколько сотен миллионов, собственники поменяли технические декларации, перерегистрировались, - говорит он.
«В механизме регистрации ОПО последние изменения могут отрицательно сказаться на компенсациях потерпевшим в случае аварии, - говорит Галушин. – Количество вероятных пострадавших, которым по закону можно претендовать на страховую компенсацию тоже уменьшилось».
«Защита от последствий аварий – это страховка, которая напрямую не может влиять на уровень безопасности, - отмечает Юрьев. – Это будет возможно лишь тогда, когда затраты на страховку будут равными с затратами на техногенную безопасность». Увеличение безопасности «должно проходить через контроль и урегулирование, - рассказывает Юрьев, отмечая, что «за объектами, которые выпали из реестра, теперь никто не будет наблюдать».
Барсова уверенна, что количество максимально опасных объектов в государстве будет продолжать понижаться, «так как процесс обновления оснащения большая часть предприятия проводит постоянно, тем самым доказывая предельный уровень безопасности своих объектов. Как бы там ни было, большая часть предприятий до сих пор работает в режиме высокой опасности – уровень амортизации основных фондов достигает 70 процентов в некоторых регионах».