Полисы ОСАГО могут подорожать — в августе Центробанк намерен изменить базовые тарифы и коэффициенты автогражданки, сообщили «Ведомости». Регулятор имеет право раз в год пересматривать эти параметры, в предыдущие два года стоимость ОСАГО увеличивалась в результате таких действий. Цены на полисы рассчитываются из базового тарифа с поправкой на регион, стаж и возраст автовладельца, мощность двигателя, а также на так называемый коэффициент «бонус-малус», который зависит от безаварийной езды. Президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс в интервью «Коммерсантъ FM» затруднился назвать конкретные цифры, однако подчеркнул, что стоимость полисов ОСАГО вырастет не для всех.
— «Ведомости» сообщают о том, что ЦБ готовится с 31 августа изменить базовые тарифы по ОСАГО. Но пока никаких конкретных цифр не приводится. Что вам известно по этому поводу?
— Я ничего не слышал про 31 августа. Мы находимся в диалоге с мегарегулятором по поводу того, чтобы стабилизировать ситуацию с ОСАГО, которая в ряде регионов и по ряду классов автомобилей является убыточной для страховщиков. Это абсолютно не означает повсеместного повышения тарифов. Это может означать их повышение для некоторых категорий водителей, например, которые молоды или часто нарушают ПДД, и, напротив, понижение для опытных и ненарушающих автомобилистов.
Я считаю, что мы говорим о серьезной реформе, стабилизирующей цены на ОСАГО и делающей их базовым КАСКО, как практически во всем цивилизованном мире, а не о повышении цен.
— Но если речь идет о соотношении ОСАГО и КАСКО, не означает ли это автоматического повышения тарифов по первому виду страховки?
— Нет. В базовое КАСКО входит ОСАГО. Когда вы приезжаете в любую европейскую страну и хотите арендовать автомобиль, вам расскажут, что страхование стоит столько-то, франшиза — столько-то. А не застраховаться вы не сможете, потому что несете ответственность перед третьим лицом. Но при этом вы же не разбираетесь, ОСАГО это или КАСКО. Вы смотрите на сумму страховки, покрытие и так далее. Поэтому тот минимум, который они предлагают за вычетом франшизы, сейчас в среднем по Европе стоит €200. То есть когда человек страхует свою автомобильную ответственность, ему сразу предлагают такой набор всякого, что она растворяется в КАСКО.
Конечно, какой-то минимум, который определит Центральный банк, будет нужен, но все остальное будет индивидуализировано в ходе переговоров между страховщиком и страхователем.
— Результатом этих преобразований станет большая доступность полисов?
— Она и сейчас есть, особенно с введением электронного полиса. Конечно, сейчас «доруливаются» IT-системы страховщиков, но доступность уже появилась, потому что гражданину совершенно необязательно появляться в офисе страховой компании. Плюс еще существует система «Е-Гарант». И если одна компания гражданину этот полис не выписала, то Российский союз автостраховщиков гарантированно его «перебросит» на сайт другой фирмы, и там ему уже не смогут отказать.
Можно сказать, что так называемая либерализация ОСАГО приведет к тому, что поначалу возникнет некая коррекция по разным возрастным группам, классам машин и регионам, а затем в результате того, что конкуренция, безусловно, усилится — а об этом свидетельствует опыт всех европейских стран — компонент ОСАГО скорее всего упадет в цене, а КАСКО будет конкурировать таким образом, что свои потери по автогражданке страховщики будут компенсировать.
— Вокруг каких пунктов сейчас идет диалог с Центробанком? Потому что «Ведомости» пишут, что коэффициенты «бонус-малус» и мощности двигателя Центробанк решил оставить без изменений.
— У нас нет официальной оферты от Центрального банка, мы пользуемся такими же новостями, как и вы. Но надо начинать с регионального, возрастного тарифа, смотреть на статистику нарушений водителем ПДД. То есть нужно корректировать этот пункт так, чтобы за плохих водителей ответственные автомобилисты не платили. Дальше надо смотреть, как идет эта индивидуализация тарифов ОСАГО.
— Сколько сейчас составляет цена полиса ОСАГО для среднебюджетного автомобиля, которая бы для страховой компании как минимум не была бы убыточной?
— Полис, который сейчас в среднем стоит 5,9 тыс. в год, не убыточен, например, в Москве и Санкт-Петербурге. Но он приносит до 200% убытка в Ростове, Краснодаре, Волгограде, в Махачкале и так далее. Вот о чем идет речь. То есть нужно устранить перекос, когда, грубо говоря, законопослушные водители в Москве платят за южных «орлов». А дальше посмотрим, как дела пойдут.