Экспертное мнение по страхованию грузов

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ. Страхование грузов при перевозке: не можно, а нужно!

Что и говорить, культура добровольного страхования в России пока ещё крайне мало развита. Страховому полису, по старой привычке, чаще предпочитают русский «авось», который, к сожалению, редко когда является надёжной защитой от рисков утраты или повреждения имущества.

По сравнению с европейским объёмом страхования рынка грузоперевозок, в России охвачена лишь малая его часть. На сегодняшний день страховой защитой покрывается меньше половины всех перевозимых грузов. В последнее время крупные транспортные компании, принимая груз к перевозке, рекомендуют клиентам оплачивать страховку груза. 

 

Виталий Горбатюк, коммерческий директор, ООО «ГлавДоставка»: Услугу по страхованию грузов мы предоставляем давно, с начала осуществления доставки сборных грузов. Но поначалу наши клиенты страховали исключительно дорогостоящий груз. А наша компания хотела бы давать гарантию своим клиентам на любой отправляемый груз, независимо от его стоимости. Поэтому мы стали предлагать своим клиентам страхование каждого груза в марте 2011 года. Для нас этот шаг означает, прежде всего, новый виток развития, выход на новый, более цивилизованный уровень.

 

Михаил Федоров, управляющий директор, ООО «Альбатрос Карго»: С мая 2011 г. мы планируем нововведение – перевозку только застрахованного груза, если его объявленная ценность превышает 3 млн. рублей. Наша компания известна на рынке как надежный логистический партнер, которому доверяют перевозку самых сложных и дорогостоящих грузов крупные международные корпорации. Однако мы сознательно делаем еще один шаг на пути к повышению надежности и безопасности своих перевозок. Введение обязательного страхования грузов одновременно позволит нам защитить интересы клиента, сократить срок обработки документальных формальностей, срок возмещения ущерба, причиненного дорогостоящему грузу, а также позволит расширить спектр наших дополнительных услуг.

 

Умный Логист уже поднимал вопрос о страховании при перевозке грузов. Опираясь на мнения экспертов, можно с уверенностью говорить об одном: полноценную страховую защиту всем участникам процесса грузоперевозок может обеспечить только комплекс мер: страхование перевозчиком своей ответственности и страхование груза его владельцем. 



Говоря кратко, схема такова: 

Существует ещё один деликатный момент: если вина перевозчика не доказана, то грузовладелец, не страховавший груз, останется, что называется, на бобах: груз утрачен, компенсации не предвидится. На сегодняшний день подавляющее большинство перевозчиков добровольно защищает себя от рисков полисом страхования ответственности. Для чего же страховать ещё и груз? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассматривать страхование грузов как инструмент защиты имущественных интересов обеих сторон грузоперевозки. 



Какие цели преследуют крупные транспортные компании, настаивая на страховании груза клиентами? Это, пожалуй, основной вопрос. 


 

Виталий Горбатюк, ГлавДоставка: Страхование – это уверенность и гарантии. Сегодня страхование распространено практически повсеместно: РЖД страхует своих клиентов, автовладельцы покупают полисы ОСАГО и КАСКО, чтобы застраховать свой автомобиль, а теперь и компания ГлавДоставка страхует грузы своих любимых клиентов.

 

Михаил Фёдоров, Альбатрос Карго: Мы предлагаем комплексные решения по логистике для своих клиентов, включающее в себя оптимальное соотношение основной услуги (доставка сборных грузов) и дополнительных сервисов. Страхование груза – это наш дополнительный сервис, который обеспечивает безопасность перевозимого груза в условиях повышенной сложности и дает клиенту уверенность в надежности нашей компании. Страхование является дополнительной услугой и заказывается клиентом по его усмотрению в дополнение к основной услуге по перевозке груза.

 

Чьи интересы защищает страхование груза? Можно, конечно, считать, что страховка защищает грузовладельца. Но если ответственность за гибель груза ложится на перевозчика, а не на третьих лиц, то страховка оберегает, прежде всего, самого перевозчика (транспортную компанию). От чего? От требования компенсации ущерба со стороны грузовладельца, если дорогостоящий груз будет утрачен или повреждён. 

 

Михаил Фёдоров, Альбатрос Карго: Максимальному риску груз подвергается именно в процессе транспортировки: в интервале между приемом груза у отправителя и его передачей конечному получателю. Независимо от того, насколько надежным перевозчиком компания зарекомендовала себя на рынке, самые разные обстоятельства могут стать причиной утраты или порчи перевозимого груза. Далеко не все транспортно-экспедиционные компании используют собственный транспорт, а транспортный парк перевозчика может быть морально и технически устаревшим; не все компании имеют собственные транзитные сортировочные центры, а расстояния между пунктом отправления и назначения зачастую очень велики. Наши дороги, в рейтинге качества среди других стран занимающие лишь 106 позицию; погодные и природные катаклизмы – всё перечисленное, а также некоторые другие факторы существенно снижают возможности логистических компаний по контролю безопасности перевозимого груза. Вот почему, в конечном счете, страхование груза на время перевозки оправдывает себя.

 

Отношение к подобным новшествам, да ещё к таким, которые требуют дополнительных финансовых затрат, как правило, негативное. 



Вспомним о том, как реагировали владельцы автотранспортных средств, для которых страхование гражданской ответственности стало обязательным. Страховые компании повидали немало недовольных автовладельцев, многие из которых не совсем лестно отзывались и о новом законе, да и о самих страховщиках. Однако время расставило многое по местам: количество «автоподстав» на дорогах резко сократилось. Да и в целом степень доверия к страховщикам выросла, особенно среди тех, кому больше не приходится ремонтировать автомобиль, пострадавший в ДТП по вине другого лица, за свой счёт. 



Сегодня страхование груза – по закону вовсе не обязательное условие перевозки. Однако многие транспортные и логистические компании настойчиво рекомендуют застраховать груз. Клиенты реагируют по-разному: кто-то соглашается без лишних вопросов, иным же необходимо предоставить веские аргументы в пользу страховки. 


 

Виталий Горбатюк, ГлавДоставка: В целом, большинство клиентов положительно восприняли инициативу по введению страхования груза. Однако не все клиенты сразу благосклонно отнеслись к нововведению: для многих предложение застраховать груз означало просто повышение цен на перевозку. Приходилось проводить «работу с возражениями», объяснять, что за небольшую страховую премию они получат гарантированные выплаты. Сегодня все наши клиенты знают о том, что невысокая стоимость страховки может обеспечить полноценную защиту их грузу.

 

Михаил Фёдоров, Альбатрос Карго: Мы ожидаем, что клиенты лояльно воспримут это новшество, поскольку они могут объявить реальную оценочную стоимость груза (если она выше или равна 3 000 000 рублей) и получить сервис повышенного качества, включающий страхование груза с последующей выплатой страхового покрытия. Просто потому, что ежедневная работа «Альбатрос Карго» направлена на то, чтобы создать и обеспечить реализацию сервиса, максимально ориентированного на индивидуальные потребности каждого нашего клиента.

 

Как рассчитывается сумма страховки? 

 

Виталий Горбатюк, ГлавДоставка: Мы страхуем грузы по объявленной стоимости. Ставка составляет 0, 12 % от объявленной стоимости. В таком случае в стоимость перевозки включается страхование на 1 000 000 рублей. Если же стоимость груза не объявлена, то мы страхуем на минимальную стоимость (50 000 или 100 000 рублей) в зависимости от веса и объёма груза. Страховая премия при этом составляет всего 35 или 70 рублей.

 

Михаил Фёдоров, Альбатрос Карго: При расчете страховой премии мы исходим из объявленной клиентом стоимости груза, что позволяет клиенту быть уверенным в получении полной стоимости компенсации, которую он получит при наступлении страхового случая. Особенностью данного вида страхования является то, что решение о том, где застраховать груз, у нас или в страховой компании, принимается клиентом самостоятельно, исходя из его финансовых и других интересов.

 

Для того чтобы окончательно расставить все точки, необходимо, кроме прочего, основательно рассмотреть момент выбора страховой компании. У грузовладельца, который решился на страхование своего груза, есть два пути: в страховую компанию перевозчика или к другому страховщику, что называется, на сторону. 

 

Михаил Фёдоров, Альбатрос Карго: Согласно действующему Законодательству РФ груз может быть застрахован единожды, т.е. только у одного страховщика, поэтому клиенту нужно принять решение, где именно застраховать груз: напрямую в страховой или через транспортную компанию. 

 

В первом случае клиент, заключая договор со страховой компанией, может постараться предусмотреть максимально широкий спектр случаев, от наступления которых он может защитить свой груз. Однако такой пакет в ряде случаев может содержать для страхователя угрозу того, что страховщик будет «маневрировать» при наступлении страхового случая, используя его отличие от перечня, предусмотренного действующим Законодательством РФ. Впрочем, судебная практика последних лет показывает, что страховые компании все же несут ответственность в рамках договорных отношений с клиентом. 

Во втором случае, например, застраховав груз в нашей компании, клиент приобретает ряд преимуществ. Во-первых, повышенную финансовую защиту при невыполнении обязательств перевозчиком (как при наличии вины перевозчика, так и при ее отсутствии). Во-вторых, квалифицированную и оперативную помощь в процедуре сбора документов, участии в судебных разбирательствах. Мы берём на себя временные и материальные расходы, направленные на предоставление клиенту компенсации. Кроме того, перевозчики заинтересованы в долгосрочной работе с клиентом, поэтому делают все, чтобы убытки страхового случая возмещались максимально быстро. Но одним из самых сильных преимуществ страхования через Альбатрос Карго является то, что к сотрудничеству привлекаются только профессиональные и надежные партнеры – страховые компании, зарекомендовавшие себя на рынке. Таким образом, клиент будет избавлен от необходимости анализировать рынок страховых услуг, поскольку может быть уверен, что мы предложим оптимальный набор услуг страхования по соотношению цена/качество/надежность.

Мнение Умного Логиста

Неверно говорить об обязательном страховании груза: не имея законодательного подкрепления, страховка как была добровольным шагом, так и остаётся. Инициатива транспортных и логистических компаний по введению страхования грузов – это попытка оградить участников грузоперевозки от возможных убытков. 



На Западе страхование давным-давно перестало быть чем-то из ряда вон выходящим. Таким образом, можно считать введение подобной страховой практики попыткой выйти на более цивилизованный уровень, без упования на случай. Да, бесспорно, не каждая перевозка груза обязательно тянет за собой убытки от утраты перевозимого груза или его повреждения. Однако стоит быть объективными: далеко не каждая перевозка заканчивается благополучно. Никто не застрахован от противоправных действий третьих лиц – кроме тех, разумеется, кто заключил договор со страховщиками. 



Безусловно, выбор остаётся за грузовладельцем. Но в таком случае необходимо отдавать отчёт в том, что незастрахованный груз подвержен большим рискам, а значит, убытки могут быть несоизмеримо большими, чем затраты на страховку.

ООО «Страховые стрелы»
+7 (812) 987-08-83
office@strastr.ru
© ООО «Страховые стрелы» - актуальные страховые решения в логистике, 2024