С каждым годом увеличивается количество клиентов оставшихся неудовлетворенными выплатой по ОСАГО. Так, за последние три года их число возросло почти в три раза. За I кв. 2014 года было выплачено страховщиками по решению суда 5,2 млрд. рублей. Это больше 30% от всей суммы выплат по обязательному страхованию за данный период. Страховые компании надеются, что «судебная переплата» будет учитываться регулятором при пересчете тарифов осенью. Хотя вряд ли их ожидания оправдаются. Правительство четко решило не поднимать тему увеличения тарифов в сентябре. Статистика гласит, что люди начали прибегать к суду совершенно не случайно: по ОСАГО объем выплат увеличивается несущественно, а число компенсаций в I кв. 2014 года даже понизилось.

Статистика выплат в ОСАГО по судебным решениям была запрошена департаментом финансовой стабильности Центрального Банка у Российского союза страховщиков авто (PCA). Ввиду того, что департамент занимается анализом системных рисков на рынке, регулятор взял на себя ответственность понять, как же на самом деле относятся жалобы страховщиков на постоянные неудачи в судебных инстанциях. В распоряжении «Ъ» есть переписка регулятора с профобъединением. Из нее видно, что в период с I кв. 2011 года по I кв. 2014 года объем убытков, выплаченных по судебному решению, увеличился практически в три раза (с 34,5 тысяч до 95,2 тысяч). При этом сумма перечисленная пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях ОСАГО добровольно в I кв. этого года составила 15,6 миллиардов рублей. За этот же период времени судебным решением страховщики были вынуждены выплатить владельцам авто 5,2 млрд. рублей. Из этой суммы выплаты по страхованию составили 3,5 млрд. рублей, а остальная сумма ушла на покрытие возмещений морального вреда, штрафов и неустоек.

Николай Тюрников, адвокат и управляющий «Главстрахконтроля» говорит, что вся данная статистика указывает на то, что страховщики имеют существенные проблемы с компенсациями. Согласно статистике PCA, получается так, что суды «плохо работают и чересчур  терпеливы к страховщикам». Юрист убежден, что если бы закон о защите прав потребителей работал на полную мощность и равносильно по всему государству, объемы штрафов должны были бы приравниваться к сумме запрошенной компенсации по убытку.

Сами же страховщики считают, что компенсации по судам должны учитываться Центральным Банком при расчете увеличения тарифов обязательного страхования. Заместитель управляющего «Ингосстраха» Соломатин Илья убежден, что если разговаривать современным языком, то эти выплаты обязаны учитываться при исправлении тарифов. Нам больше чем понятно, что в сумме компенсаций по суду заложена часть бизнеса так именуемых автоюристов, которые у самих граждан выкупают долги перед страховщиками. Он признался, что и компании параллельно стали с меньшей охотой платить по ОСАГО.

В коллапсе ОСАГО страховые компании во всем обвиняют юристов. «Одной из главных причин кризиса на рынке обязательного страхования можно назвать введение судебной практики по устранению убытков. При этом не в смысле проявления споров между страховщиками и владельцами авто, а в виде инструмента натиска на компанию», — рассказал «Ъ» первый заместитель руководителя правления СОГАЗа Галушин Николай. – Каждый месяц давление на страховщиков увеличивается. Все процедуры проводятся вне офиса страховой компании. Страховщики по отдельным территориям узнают о потерях по обязательному страхованию из исполнительного документа.

Как передал «Ъ» управляющий ОАО «Росгосстрах Маркаров Дмитрий, есть некая договоренность с регулятором о фиксирование статистики по судам на первое июля, «и там видно будет, как процесс компенсаций по судам набрал мега скорость и мчится, что не может не быть упомянуто в расчете тарифов».

Согласно статистике Центрального Банка, передвижение страховщиков в суд – это не причина, а следствие. В I квартале 2014 года по обязательному страхованию было выплачено 603 тысячи фактов убытка, в то время как годом ранее эта сумма составляла 660 тыс.

При всем этом надежды страховщиков на увеличение тарифов не будут оправданы. По данным «Ъ», правительство решило не затрагивать тему тарифов до последнего дня голосования 14 сентября. Согласно опросу «Ромира» 51% авто владельцев стали бы на сторону губернатора/депутата/партии, если те в свою очередь дадут обещание ликвидировать все неувязки с обязательным страхованием. А если ситуация будет продолжаться с мизерными компенсациями и нереальностью приобрести обязательный полис, то 23% респондентов сказали, что пойдут принимать участие в митингах и акциях протеста.