С 12 апреля базовая ставка ОСАГО для владельцев легковых автомобилей повысится на 40% до 3432–4118 руб., решил ЦБ. Одновременно регулятор расширит с 5 до 20% границы тарифного коридора, внутри которого страховщики могут конкурировать по цене. Это позволит в особо убыточных регионах повысить стоимость ОСАГО сразу минимум на 60%.

Заодно ЦБ скорректирует территориальные коэффициенты (учитываются при расчете стоимости полиса). В 11 субъектах Федерации с убыточностью выше 100% коэффициенты вырастут, еще в 10, где на выплаты идет не более 70% страховых сборов, – понизятся (см. врез). В абсолютных цифрах региональная надбавка особенно сильно вырастет в Камчатском крае и Республике Мордовии (на 25%), а Магаданскую область ждет максимальное снижение – на 41%, уточнил зампред ЦБ Владимир Чистюхин. «Ни в одном случае и ни в одном регионе даже с учетом территориального коэффициента стоимость ОСАГО не повысится более чем на 100%, несмотря на запросы страховщиков», – пообещал он.
Страховщики просили повышения более чем на 100% – с учетом подорожания запчастей. Расчеты подтверждают, что «в ряде случаев тарифы нужно повышать даже явно больше, чем это делается», признает Чистюхин, но это невозможно по социальным причинам. В итоге владельцу автомобиля мощностью 101–120 л. с. (Ford Focus, Hyundai Solaris, Lada Priora/Granta), вписавшему в полис водителей старше 22 лет со стажем более трех лет, годовая страховка в Москве обойдется в 8237–9883 руб., в Петербурге – в 7413–8895 руб., а в Челябинске – в 8649–10 377 руб., приводит пример ЦБ.
Вырасти должна не только стоимость ОСАГО, но и размер выплат в случае ДТП – для этого, по словам Чистюхина, Российский союз автостраховщиков до 16 апреля внесет изменения в справочник стоимости запчастей (используется при расчете выплат): цены увеличатся на 20–25%.
По закону ЦБ вправе менять тарифы по ОСАГО раз в полгода. Предыдущее повышение (единственное с 2003 г.) состоялось в октябре 2014 г., когда вырос со 120 000 до 400 000 руб. лимит выплат за имущественный ущерб. Тогда ЦБ ввел тарифный коридор, а базовая ставка выросла на 23–30% – с 1980 до 2440–2574 руб. Тогда же регулятор пообещал страховщикам новое повышение тарифов в апреле – с началом действия повышенных лимитов выплат по ущербу жизни и здоровью – 500 000 вместо 160 000 руб. В ответ, рассчитывает он, страховые компании вернутся хотя бы в центральные точки тех убыточных регионов, которые они покинули, «нормализуют» продажи ОСАГО и перестанут увиливать от выплат. В первые недели с начала действия новых тарифов территориальные учреждения ЦБ будут ежедневно проводить проверки на местах и смотреть, как компании исполняют эти требования, грозит Чистюхин.
Повышение на 40–60% позволит рынку работать год-полтора и снимет проблему ухода страховщиков из регионов, надеется гендиректор агентства «Эксперт РА» Павел Самиев. Решение ЦБ «стабилизирует рынок, можно ожидать улучшения качества услуг», согласен президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс.
«Автомобилисты заметят качественные изменения очень быстро», – надеется руководитель управления «Альфастрахования» Денис Макаров. Теперь компания пересмотрит и возвратит продажи полисов в тех каналах, на которые из-за высокой убыточности ОСАГО были наложены ограничения, обещает он. Но регионов, в которых страховщики установят базовую ставку по минимальному значению тарифного коридора, будет немного, предупреждает Макаров: среди них точно будут Москва, Московская область, ряд городов в центральной части. Точный расчет тарифов по регионам «Альфастрахование» обещает подготовить в ближайшие две недели.
Пока сложно сказать, в каких регионах повышение будет минимальным, потребуется детальный анализ ситуации по каждому из регионов в отдельности, уклончив гендиректор «Ингосстраха» Михаил Волков.
«Согаз» решением ЦБ «доволен частично», а главным образом – «конструктивной позицией» регулятора, который «досконально разобрался в ОСАГО», отмечает первый заместитель предправления компании Николай Галушин. Но такого повышения тарифов недостаточно, предупреждает он.
Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов прогнозирует «частичное возвращение к практике 1990-х гг.», когда автогражданская ответственность еще не страховалась в обязательном порядке и участникам ДТП приходилось договариваться на местах. «Такое резкое повышение тарифов вытолкнет людей в серую зону», – уверен он: треть жителей Москвы пользуются автомобилями только в летний сезон или, например, для поездки на дачу – им покупать дорогой полис нет смысла. А к москвичам, попавшим в прошлом году в аварию, будет применен еще и коэффициент «бонус-малус» (делающий поправку на аварийность езды водителя) – около 2,5, так что стоимость полиса выйдет около 25 000 руб.: вряд ли здравомыслящий человек станет платить за ОСАГО такие деньги, рассуждает Шкуматов. Кончится тем, что одни будут покупать бланки полисов за 1000 руб., а другие предпочтут вообще не страховаться, а платить штраф за отсутствие полиса в 800 руб., предостерегает он.
По статистике ЦБ, уровень выплат в ОСАГО ниже полагающихся по закону 77%, отмечает президент Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников. Увеличение лимита выплат, девальвация рубля с лихвой покрываются суммой, которую страховщики недоплатили своим клиентам за 11 лет действия закона и даже за один 2014 год, возмущен он.

Региональные коэффициенты, а с ними и стоимость полиса ОСАГО вырастут в Камчатском крае, республиках Адыгее, Мордовии, Чувашии, Марий Эл, Мурманской, Амурской, Воронежской, Ульяновской, Курганской и Челябинской областях. Напротив, понизятся коэффициенты в Дагестане, Туве, Ингушетии, Чеченской республике, Забайкальском крае, Ленинградской, Магаданской областях, Еврейской автономной области, Чукотском автономном округе и на Байконуре.